Наконец-то можно сказать: "немецкие ученые доказали - брак разрушает радость жизни и превращает мир в рутину!"
Сказать-то можно. Только это будет являться ошибкой аффективной оценки.
Запомнить стоит следующее. Давать ответ на глобальный вопрос - об удовлетворенности жизнью (или удовлетворенности компанией) - сложно. Если задуматься, вообще непонятно, что стоит за этим понятием.
Поэтому, практически всегда, отвечая на абстрактный вопрос, мы автоматически «упрощаем» его и даем ответ не на заданный, а именно на упрощенный вопрос. В приведенном эксперименте человек вспоминает количество радостных моментов «выше среднего уровня» в заданный период времени.
В год вступления в брак самыми важными событиями становятся свадьба и медовый месяц. А так как это счастливые моменты, то при мысли о них человек испытывает радость. Но график подталкивает анализировать что произошло после свадьбы - и мы видим снижение уровня удовлетворенности. Хотя правильнее говорить о радости от вступления в брак и в целом неизменном уровне счастья в течение жизни.
Кстати. Вообще, семейная жизнь не столь сильно влияет на ощущение личного благополучия. Какие-то моменты становятся хуже, какие-то - лучше. Но, что бы ни произошло - мы автоматически возвращаемся к привычной для нас "точке счастья".
© Николай Молчанов
Cамые новые посты "Психологии Маркетинга" читайте в Telegram, Facebook и Vkontakte