Наши чувства определяют наше поведение? Или наоборот?
Участникам эксперимента Шоплера и Компера из университета Северной Каролины, сказали, что они выступят в роли учителей и будут тестировать различные стили обучения.

Задача - научить студентов (в реальности - подставных людей) выстукивать серии сигналов на деревянных кубиках.

Каждый испытуемый обучал двух учеников. Причем одного ученика экспериментаторы просили хвалить и подбадривать в случае успехов. А второго - наоборот. Ругать и критиковать в случае ошибок.

После периода обучения испытуемых попросили дополнительно заполнить анкету и оценить привлекательность личностей учеников. Что и являлось настоящей целью исследования.

Результат печален, но предсказуем. Ученики, которых оскорбляли, выглядели менее интересными и привлекательными. А те, которых хвалили - казались достойными личностями.

Наше поведение определяет наши чувства. Мы можем быть неправы, но нагрубив кому-то, начинаем считать его заслуживающим подобного отношения.
Это крайне печальное исследование. И не единичное - стэнфордский тюремный эксперимент по сути показывает те же результаты. Отчасти поэтому охранники не считают заключенных за обычных людей, а в школе презирают тех, над кем издеваются.

Так что шутки над тупыми покупателями, которые кажутся такими безобидными, когда ими обмениваются менеджеры по продажам - вовсе не столь безобидны. Даже если их никто не слышит. Поведение формирует отношение, а не наоборот.

© Николай Молчанов

Моя книга: "ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (ЭКСМО, Ozon, Litres) Бестселлер 2019 года по версии Ozon, «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела.

Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга"
блог Николая Молчанова. Психология Маркетинга и Нейромаркетинг