Участникам эксперимента Шоплера и Компера из университета Северной Каролины, сказали, что они выступят в роли учителей и будут тестировать различные стили обучения.
Задача - научить студентов (в реальности - подставных людей) выстукивать серии сигналов на деревянных кубиках.
Каждый испытуемый обучал двух учеников. Причем одного ученика экспериментаторы просили хвалить и подбадривать в случае успехов. А второго - наоборот. Ругать и критиковать в случае ошибок.
После периода обучения испытуемых попросили дополнительно заполнить анкету и оценить привлекательность личностей учеников. Что и являлось настоящей целью исследования.
Результат печален, но предсказуем. Ученики, которых оскорбляли, выглядели менее интересными и привлекательными. А те, которых хвалили - казались достойными личностями.
Наше поведение определяет наши чувства. Мы можем быть неправы, но нагрубив кому-то, начинаем считать его заслуживающим подобного отношения.
Это крайне печальное исследование. И не единичное - стэнфордский тюремный эксперимент по сути показывает те же результаты. Отчасти поэтому охранники не считают заключенных за обычных людей, а в школе презирают тех, над кем издеваются.
Так что шутки над тупыми покупателями, которые кажутся такими безобидными, когда ими обмениваются менеджеры по продажам - вовсе не столь безобидны. Даже если их никто не слышит. Поведение формирует отношение, а не наоборот.
© Николай Молчанов
Моя книга:
"ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (
ЭКСМО,
Ozon,
Litres)
Бестселлер 2019 года по версии Ozon, «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела.Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга"