На лугу пасется табун лошадей. Чтобы все бросились бежать, достаточно вспугнуть лишь 5% из них. Для управления толпой - лошадей, людей, покупателей - надо изменить поведение лишь небольшого ядра, действующего слаженно.
Все мы в школе проходили давку на Ходынском поле. Вместо радостной коронации Николая II в погоне за бесплатными кружками в толпе задавили 1379 человек. Наличие двух тысяч полицейских ситуацию не спасло.
А вот о случае на парижском национальном велодроме нам не рассказывали. Хотя надо бы. В 1938 году на трибунах с десятью тысячами зрителей возник пожар. Его быстро потушили. Но испуганная толпа уже ринулась в сторону единственного выхода. Ура - в толпе оказались два психолога. Которые начали скандировать: "Не-тол-кай!". Ритм подхватили, страх и суета сменились эмоциональным задором. Все кончилось благополучно.
Управление толпой - физически или в интернете требует соблюдения нескольких правил.
Работаем в режиме реального времени. Заранее распланировать поведение толпы, строго следовать сценарию не получится. Реагируйте по ситуации.
Ловим момент "начала". Например мы, походкой пингвина, пробираемся к эскалатору. В толпе. И вдруг все эскалаторы встают. Идти дальше? Стоять и ждать? Пробираться назад? Люди начинают озираться, головы крутятся в поисках лидера или инструкций. Если таковых не окажется, возникновение паники - дело нескольких минут.
Измеряем "готовность". Ученые из Кембриджа и Гарварда научились предсказывать стычки на митингах в арабских странах с помощью "Твиттера". Ключевой фактор - индекс поляризации. Если растет интенсивность употребления противоположных хэштегов, то увеличивается число столкновений в реальности.
Даем четкие, а желательно еще и ритмичные инструкции. В интернете - одинаковые, не допускающие двойных толкований хэштеги или конкретное описание желаемого поведения.
© Николай Молчанов
Моя книга:
"ДРАЙВЕРЫ РОСТА. Как средней компании стать гигантом" (
ЭКСМО,
Ozon,
Litres)
Бестселлер 2019 года по версии Ozon, «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела.Самые актуальные посты - в моем Telegram-канале "Психология Маркетинга"