Блог Николая Молчанова

Ответственность — благо и смертельная угроза

Еще в семидесятых годах психологи в очередной раз доказали, что умеют ставить эксперименты, не задумываясь о последствиях.

Постояльцам домов престарелых выдали комнатные растения. Одним пожилым людям сказали, что теперь они несут ответственность за цветы, другим – что за растениями будет следить персонал. По итогам 6 месяцев смертность во второй группе была в два раза выше.

"Ага", сказали психологи, - "подтверждается гипотеза о том, что людям нравится контролировать, нести за что-то ответственность и управлять!"

И запустили проверочное исследование, где в роли растений выступили студенты-добровольцы. Пожилые люди либо могли контролировать время и продолжительность их прихода (говорить что-то вроде: "загляните вечером в четверг на часок") либо нет.

Действительно, те постояльцы домов престарелых, кто имел возможность управлять посещениями волонтеров, были активнее и веселее.

Только вот через несколько месяцев по окончанию эксперимента в этой группе умерло значительно больше людей, нежели в контрольной.

О чем я писал последние несколько дней - да, нам нравится ощущение, что мы управляем событиями нашей жизни. Контролировать мы любим. Только для людей лучше не обладать возможностью контроля вообще, чем иметь ее, а затем утратить.

© Николай Молчанов



Cамые новые посты "Психологии Маркетинга" читайте в Telegram, Facebook и Vkontakte