Что быстрее всего заставляет людей собираться в группу — эксперимент с электрошоком
В середине 20 века, когда психологам еще разрешали измываться над испытуемыми, Стенли Шехтер собрал несколько десятков незнакомых между собой студенток.
После чего, представившись: "доктор Грегор Зильштейн, факультет неврологии и психиатрии", на протяжении десятка минут описывал, как в ходе эксперимента будет подвергать их ударам электрошока. Закончив словами: "электрошок - это больно".
Другой группе девушек, напротив, прочли успокаивающую инструкцию. Сказали, что удары электричеством будут крайне слабы. Как показывание или щекотка.
После инструктажа девушек попросили подождать, пока готовится оборудование. Причем уточнили, что ждать можно всем вместе или разойтись по многочисленным свободным аудиториям. Собственно, именно поведение студенток и изучалось - ударам электрошока подвергать никого не собирались. 63% испуганных девушек дожидались страшного эксперимента вместе. Во второй группе, где участники не предполагали неприятностей, эта доля оказалась в два раза меньше - 33%.
Покупатель тоже способны объединяться в группы. Например, Coca-Cola столкнулась с наивысшим недовольством за всю историю, когда выпустила "New Coke". Вкус нового напитка был хорош - тестирование прошло на 200 000 потребителей. Только одновременно с прилавков исчезла "классическая кола". И в США начались протесты. Люди выходили на демонстрации. Жалобы измерялись десятками тысяч. Общественные группы писали петиции во все возможные органы. Через 79 дней Coca-Cola сдалась и вернула привычный вкус.
Так вот, вероятность того, что покупатели соберутся в группы поддержки, начнут участвовать в акциях, писать посты - намного выше в том случае, если они почувствуют угрозу текущему положению дел.