Блог Николая Молчанова

проблема "Хочу все объяснить"

Философствуем в субботу

Хочется знать, как все устроено. Из желания объяснить непонятное родились религия и наука. Психология Маркетинга, в конце концов.

Человечество накопило множество знаний. Усвоить их все уже невозможно. А область неопознанного по-прежнему велика.

Однако понять причины происходящего вокруг хочется. Выход – строить примитивные теории. Именно стремление все объяснить, пусть и с помощью наивной логики, рождает тысячи вирусологов и военных экспертов.

Помните притчу «Как звучит хлопок одной ладони?». Ее знают многие. Отнюдь не знатоки дзен-буддизма. Потому что она – квинтэссенция загадки. Нечто, противоречащее само себе, а потому врезающееся в память.

Желанию найти объяснение всему трудно сопротивляться. Его сложно забыть.

Поэтому время от времени полезно пытаться понять непостижимое. Смысл не в нахождении ответа, а в обдумывании парадоксов. Так как правильного решения в подобных историях нет – мы его и не найдем. Зато коаны помогают мозгу смириться с существованием неопределенности, из которой и состоит наш мир.

Если повезет – можно избавится от иллюзии, что мы обладаем точным знанием. Привыкнуть к тому, что у любого события и поведения существует множество интерпретаций. А то, что мы считаем правдой - не обязательно ей является. И это отличный шаг на пути избавления от когнитивных искажений.

Движется не флаг и не ветер. Движение заключено в нашем разуме.

самые новые посты - в моем блоге "Психология Маркетинга" в Telegram