Блог Николая Молчанова

Виновник наших неудач

Попробую себя в роли доброй феи-утешительницы.

Итак. Нас прокатили на собеседовании? Инвесторы посмеялись над нашей презентацией?

И мы, конечно же ни в чем не виноваты, так сложились звезды и вообще – все кругом козлы?

Думать таким образом приятно. Только мы – читатели ПМ – в курсе, что люди смотрят на мир сквозь систему фильтров, постоянно находят подтверждения своей правоте. Как профессионалы в области когнитивных ошибок, понимаем – причину провала лучше искать в себе. Вот и начинаем заниматься самокопанием, искать способы сделать все еще лучше.

Только иногда вокруг, действительно, одни козлы.

Стремление впасть в самобичевание после неудачи – одно из следствий иллюзии контроля. Наша презентация – единственное, на что мы можем повлиять на собеседовании или в ходе питча. Вот нам и кажется, что все зависит от нее. Причем мысль «виноват я сам» сильнее выражена как раз у профессионалов.

Хотя вполне вероятно, что на интересную вакансию уже присмотрен "свой человечек", "открытый отбор" проводили лишь для вида, а у инвестора нет денег - он просто тусит по выставкам и мечтает, чтобы его взяли ментором в стартап.

Когда мы заинтересованы в благоприятном исходе – нам кажется, что мы можем контролировать ситуацию значительно сильнее, чем это возможно на самом деле.

самые новые посты - в моем блоге "Психология Маркетинга" в Telegram