Блог Николая Молчанова

Вши, маркетологи и когнитивные ошибки

Веками жители Новых Гебрид наблюдали одну и ту же картину - если человек крепок и здоров, у него есть вши. А если болен - вшей нет. В результате островитяне пришли к убеждению - вши способствуют крепкому здоровью.

Наблюдение правильное. Когда кто-то заболевал лихорадкой - вызываемой, в том числе, и вшами - температура тела больного повышалась, становясь некомфортной для насекомых. И они уползали. Только вот вывод неверен.

Подмена причины - удобный способ манипуляции.

Например, администрация МГИМО может с полным на то основанием заявить, что выпускники их ВУЗа отлично устраиваются в жизни, имеют высокие доходы и посты. И это так. Но что является причиной - качество обучения в ВУЗе? Или факт, что в МГИМО часто поступают дети российских чиновников, богатых людей - которые удачно устроились бы в жизни даже не имея высшего образования вообще?

Люди часто путают причину и результат.

Логическую ошибку активно используют в маркетинге. Например, если у человека много денег, он может купить флагманский iPhone. Это так. Поменяв причину и следствие получим: "Вы купили айфон - значит у вас много денег!". Это уже не обязательно, но звучит приятно и в это хочется верить.

Кстати, поэтому дорогие вещи – часто обманчивый признак статуса.

самые новые посты - в моем блоге "Психология Маркетинга" в Telegram