В эпоху существования золотого стандарта вера дополнительно подкреплялась обещанием государства обменять, в случае чего, бумажки на золото.
А до этого деньги чеканились из серебра или золота – то есть сами по себе обладали ценностью. Доверять, те же древние римляне, были готовы в пределах небольших сумм – медных монет мелкого достоинства.
Но золото само по себе не закрывает жизненных потребностей человека. Поэтому первые деньги, о которых нам известно – ячменные, возникшие в Шумере пять тысяч лет назад. Единицей служил приблизительно литр ячменных зерен, засыпанный в типовой сосуд.
Ячмень – очень понятно. Ему не нужно доверять. Его можно съесть. Можно посадить. Аналогично и в других культурах в роли денег первоначально выступал скот, рис, соль и т.д.
И абсолютно аналогичный путь от ячменя до чистого доверия проходит в течении жизни любая компания.
Илону Маску или Цукербергу достаточно рассказать о планах компании. И коллективное воображение, поверив на слово, изменит капитализацию их бизнеса на миллиарды. А вот стартапу на доверие клиентов в первое время лучше вообще не рассчитывать. Даже массированная реклама даст лишь известность.
Большинству молодых компаний нужно либо создавать имидж доверия – показывать, что все-все-все пользуются их услугами. Или продавать «ячмень» - продукт, который люди могут незамедлительно проверить, использовать и, в случае чего, вернуть обратно.
© Николай Молчанов
Cамые новые посты "Психологии Маркетинга" читайте в Telegram, Facebook и Vkontakte