Блог Николая Молчанова

Чему маркетолога может научить резиновая груша.

МРТ – полезная штука, если требуется заглянуть внутрь человеческого организма. Только для этого пациенту нужно провести 10-15 минут в узкой и громко шумящей трубе. Не в заколоченном гробу, конечно, но на мой нервный субъективный взгляд – очень похоже.

Поэтому к МРТ прилагается еще один прибор. Не столь дорогой, но не менее полезный. Резиновая груша, нажатие на которую вызывает медсестру.

Правда, жмут на грушу редко. Ее реальная роль – обеспечение иллюзии контроля. Мысль, что ты в любой момент можешь прекратить исследование, снижает уровень паники.

Например, в экспериментах Меткафа, люди, которым в переполненном лифте досталось местечко у приборной панели, воспринимали лифт как более свободный. Тревожились меньше.

Испытуемые, решавшие задачи при сильном шуме, справлялись с ними значительно успешнее, когда им говорили, что они в любой момент могут нажать на кнопку и прекратить шум.

Ощущение контроля над ситуацией, возможность самому принимать решения оказывает благоприятное влияние и на уровень счастья, и на уровень физического здоровья.

А вот если мы не в состоянии что-то контролировать – растет негатив. Обратная сторона иллюзии контроля – сопротивление. Назло родителям будем отмораживать уши и любить Ромео.

Чтобы снизить стресс, включить видимость свободы выбора – найдите свою резиновую грушу. Точнее - создайте иллюзию контроля. Все эти «вернем деньги без чека», «обмен товара по звонку», «отказаться в любой момент» - оказывают прекрасное гипнотизирующее воздействие.

самые новые посты - в моем блоге "Психология Маркетинга" в Telegram