"Ты какой-то злобный, - сказала мне жена. Кидаешься на всех. Наверное, у тебя проблемы с щитовидкой. Сходи-ка к эндокринологу".
Я пошел, сдал анализы. Врач говорит: "Все хорошо". И вдруг добавляет: "Только вы жирный". "Какой неприятный доктор", - подумал я, но все же купил чудо-таблетки, которые мне прописали. Перед тем как пить, обратил внимание на противопоказания. В качестве возможных побочек указывалось что-то вроде "возможны летальные исходы". Мол, очень редко, но все же возможны.
На ум сразу приходят мысли об эффекте ноцебо. Злом брате-близнеце известного эффекта плацебо. Смысл - негативные мысли, ожидание неприятных симптомов приводят к тому, что эти симптомы появляются. Даже когда пациентам дают лекарства-пустышки.
Причем внушения заразны. Негативными новостями люди обмениваются с большей охотой. В результате, к примеру, после каждой публикации в СМИ о недомоганиях, испытываемых от соседства с ветрогенераторами - число пациентов с такими жалобами возрастает.
Люди способы убедить себя в чем угодно. В Скандинавии у офисных работников в восьмидесятые годы фиксировали сыпь на коже - люди считали, что из-за компьютеров, которые стали поступать в офисы.
Поэтому результатом эффекта ноцебо может отказ от лечения. Или покупки.
Роль маркетолога обычно заканчивается рекламным слоганом на коробке. А что внутри - пишут инженеры. Мол, функция маркетинга - помогать продажам, а не улучшать текст инструкции по сборке. Хотя чтение и следование ей может формировать ненависть и недоверие к покупке.
Так что нет. Маркетингу - в том числе, чтобы избежать эффекта ноцебо - надо контролировать все точки взаимодействия с клиентом.